Протоколы
ПРАВИЛА педагогической этики
О некоторых вопросах педагогической этики
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2020 года № 20619.
В соответствии с подпунктом 34-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», пунктом 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Правила педагогической этики согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Типовые правила организации работы совета по педагогической этике согласно приложению 2 к настоящему приказу.
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования.
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Основные принципы педагогической этики
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.
Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;
4) патриотизм:
Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине — Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам.
5) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:
Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;
6) профессиональная солидарность:
Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;
7) непрерывность профессионального развития:
Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
Глава 3. Основные нормы педагогической этики
1) соблюдают основные принципы педагогической этики;
2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.
4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;
5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;
6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;
13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;
14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;
15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;
16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;
17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;
18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;
19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.
1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;
3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;
6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;
1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.
3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) от 30 декабря 2022 года за № 488, на основании приказа ГУ «Отдел образования Аулиекольского района» № 136 от 28 марта 2025 года в КГУ «Кушмурунская общеобразовательная школа № 2 отдела образования Аулиекольского района» Управления образования акимата Костанайской области в период с 10 мая 2025 по 10 июня 2025 года проводится внутренний анализ коррупционных рисков.